Путь Мысли

 

 

Вы когда-нибудь задумывались о жизни ваших Мыслей? О том, откуда они берутся, как рождаются у вас в голове, как постепенно развиваются, путешествуя по лабиринтам вашего Разума, переплетаются с другими Мыслями, созревают, оформляются в концепции, теории, учения, и, в конце концов, вырываются наружу, передаются другим людям?

А ведь это может стать совершенно новым направлением науки! Наряду с эмоциологией, наукой о человеческих эмоциях, могут появиться, например, Теория Мысли, Эволюция Мысли или Мыслеведение.

Сразу понятно, что у этой науки должно быть два больших раздела: Путь Мысли в мозгу одного отдельного человека (этот раздел будет тесно связан с психофизиологией) и распространение Мысли в обществе (это, скорее, уже ближе к социологии и политологии).

Скажем, для понимания нашей Истории, нашего дальнейшего развития и вообще наших особенностей было бы очень интересно изучить механизмы обмена Мыслями, проследить те невидимые дороги, по которым они переходят от одного человека к другому. Ведь мы постоянно оперируем какой-либо информацией, не задумываясь о том, скольким умам пришлось потрудиться, чтобы триллионы и триллиарды их Мыслей, проделав длинный извилистый путь, превратились в то Знание, которым мы теперь свободно пользуемся.

В Мыслеведении могут ставиться такие потрясающие задачи – для человека с научным складом ума просто пальчики оближешь! Допустим, определить необходимые и достаточные условия возникновения гениальной Мысли. Выявить те факторы, существенные и несущественные, при которых наш Разум вдруг ни с того ни с сего рождает Идею, способную материализоваться, перерасти в огромный, колоссальный Проект.

Также можно будет получить ответы и на ряд вопросов «прикладного» характера. Например, почему одни начинания ведут к победам и процветанию, а другие обречены на провал? Почему одни и те же высказывания и поступки у одних людей вызывают понимание и одобрение, а у других – сопротивление и негодование?

Кроме того, изучение устройства человеческого Сознания необходимо для разработки Искусственного Интеллекта. А исследование законов развития Цивилизации и алгоритмов происходящих в обществе информационных процессов позволит нам приступить к моделированию Искусственных Миров, населённых некими виртуальными существами, – Идея создания таких миров встречается в рассказах Станислава Лема, в фильме «Тринадцатый этаж».

 

Человечество можно сравнить с нервной системой. Человек – это нервная клетка, нейрон. Когда рождается Идея, когда появляется великая Мысль, которую он хочет во что бы то ни стало сообщить другим людям, нейрон начинает вибрировать, колебаться, трястись, его импульс передаётся по нервным волокнам к соседним нейронам.

Теоретически, каждый нейрон, испуская импульсы, может как-то повлиять на происходящие в организме процессы. Но не всё так просто. Любое действие рождает противодействие. Для распространения сигнала по нервной системе существуют как благоприятные, так и неблагоприятные условия. Многое зависит от того, в какую почву попадает Идея. В одной почве она погибнет, а в другой – прорастёт, превратится в дерево и расцветёт. Мысль может иметь разный резонанс, в зависимости от того, где и при каких обстоятельствах она будет озвучена: в кабаке или в Академии Наук, сведущему человеку или несведущему, в спешке и мимоходом, сбивчиво и с дрожью в голосе или спокойно, уверенно, обстоятельно, с безупречной аргументацией, – так, что, как говорится, не подкопаешься.

У всех нервных клеток разные свойства проводимости. Одни гасят определённый импульс и не пропускают его дальше, другие, наоборот, усиливают его. Сообщили Мысль не тому, кому надо, или не вовремя, и всё – она дальше не пошла. Если вас поднимут на смех, то это ещё не худший вариант – можно ведь вообще напороться на ярых «борцов с ересью», которые начнут всеми силами мешать вам и вредить. Поэтому, если вас окружают нейроны-гасители, которые не дают вашим Мыслям и Идеям развиваться, значит, вам нужно менять своё окружение.

При благоприятном же сочетании нейронов то возбуждение, которое вы им передадите, возвратится к вам, усиленное в несколько раз. Как происходит в команде единомышленников: один произносит Мысль – другой подхватывает, один начинает – другой продолжает. В жизни это отражается в принципе «вдохновлять и поэтому быть вдохновлённым», «дарить любовь и потому быть любимым».

Ещё один фактор, который играет очень большую роль для распространения Знаний, воздействия на судьбу Цивилизации и определения направлений её развития, – это охват аудитории. Одни нейроны передают импульс двум-трём, а другие – сотням других нейронов. К одному человеку прислушиваются миллионы, потому что он известен и знаменит, а другому, будь он хоть трижды Гуру, предстоит ещё работать на репутацию, делать себе Имя. Даже если звучит тезис о том, что «дважды два – четыре», для людей первостепенное значение имеет авторитет говорящего. Так уж устроена человеческая психология. Поэтому часто приходится подкреплять свои слова фразами типа «а такой-то сказал вот это…»

Информация от одних нейронов к другим передаётся через нервный узел. Называться этот узел может по-разному: учитель, преподаватель, организатор, инициатор, наставник, вдохновитель, научный руководитель – но функция у него по сути одна и та же.

Есть особый тип нервных клеток, которые работают как проводники, как усилители Мысли. Это люди, умеющие помогать своим участием. Они вроде бы ничего особенно и не делают, просто находятся где-то поблизости, но убери их из проекта – и он развалится. Получается, что человек может выступать в роли явного или неявного посредника, связующего звена, необходимого для бесперебойной работы всей системы. Так что стоит учитывать подобные моменты при формировании команды, постановке целей и решении кадровых вопросов.

 

Рождаясь, все наши Мысли и Идеи начинают жить своей собственной жизнью. Ты только подумал и тут же забыл, а кто-то уловил твою Мысль, продолжил её, развил… Интересно, что чувствует писатель, который смотрит фильм, снятый по его книге?

Достаточно сильные импульсы ощутимо воздействуют на различные органы этого гигантского существа, которое зовётся Человечеством, Цивилизацией, а самые мощные вообще влияют на жизнь всего организма.

Сигналы от одних нейронов гаснут почти сразу и не распространяются далеко. Зато другие может тряхануть так, что и через тысячу лет их импульс будет ощутим. Такие нейроны зовутся Моисей, Зороастр, Будда, Иисус, Мухаммад…

Всё зависит от свойств нейрона, от его потенциала. Человеку повезло больше, чем нервной клетке, – он может осознанно управлять своими свойствами. И он сам выбирает, кем ему быть – малюсенькой клеточкой где-то на периферии нашей жизни или могущественным представителем Центральной Нервной Системы.

Кроме того, Успех каждого человека во многом определяется его способностью вдохновлять и вдохновляться. Вдохновить – значит, «зажечь» другого человека, заразить его своей Идеей, передать ему свой энтузиазм.

В научной сфере руководитель ставит задачу, а дальше ученик уже сам вкалывает. В театре и кино режиссёр говорит, как должно выглядеть всё в целом и что должно получиться в итоге, хотя сам он вовсе не обязан уметь то, что умеет актёр, декоратор или композитор.

Но не так-то легко быть хорошим организатором. Далеко не каждый человек может донести свою Идею, презентовать её, продать подороже. Для этого нужно иметь целый ряд качеств: силу Духа, настойчивость, красноречие, обаяние, шарм, дипломатичность.

Скажем, в системе высшего образования есть один большой изъян. Он заключается в том, что преподаватели ВУЗов и научные руководители, которые, безусловно, являются Мастерами каждый в своей области, зачастую попросту не могут передать эти знания другим, создать свою школу, найти последователей, потому что собственно педагогического дара у них как раз таки и нет. Они не умеют располагать к себе людей, заинтересовывать их, более того, многие представители научного мира даже в обычной жизни общаются с окружающими с большим трудом. Поэтому, прежде чем учить, нужно ещё научиться тому, как учить.

 

Быть Вдохновителем – великое дело, потому что он – Автор Идеи, а придумать Идею – это вам, знаете ли, не хухры-мухры! Как вы думаете, сколько может стоить хорошая Идея? Да пожалуй, немало. Но зачастую бывает так, что хорошую, просто гениальную Идею человеку даром отдают – по доброте душевной или от болтливости – а он от неё нос воротит! Тут, как говорится, бери и делай, а он всё дожидается чего-то, потом ещё Автора Идеи обвиняет в бездействии. Это значит, что у человека способности вдохновиться не хватает.

Вообще, к чьим бы то ни было словам полезно прислушиваться. Ведь никогда не знаешь, когда услышишь здравую Мысль. И можно совершенно неожиданно уловить то, на что кто-то просто не обратил внимания, открыть вдруг никому неведомого Гения.

Каждый день несметные сокровища проплывают у нас прямо перед носом, а мы об этом порой даже не догадываемся! Те, кто это понял, начинают охотиться за Идеями, стараются смотреть глубже, вникают во всё и поддерживают те начинания, которые многие считают безнадёжными.

В фильмах «Пираты Силиконовой Долины» и «Антимонополия» показано, насколько важны свежие Идеи и чего стоят упущенные Идеи, а также к чему может привести неэтичное отношение к чужим Идеям.

 

[image]Что-то мы немного отвлеклись от темы. Вернёмся к нашим нейронам.

Математически представление структуры Цивилизации в виде нервной системы легко описать при помощи графа со взвешенными дугами, где вершинами графа будут являться люди, группы людей, либо некоторые информационные объекты, а весам дуг будут соответствовать какая-нибудь там информационная проводимость, или коэффициент изменения Эффективности Идеи при переходе от одной вершины к другой, или ещё что-то в этом роде.

 

Помимо нейронной, можно провести также физическую аналогию, сравнивая Мысли и Идеи, а также людей, их носителей, с заряженными частицами.

Здесь резонно задать вопрос: для чего нужны эти аналогии? Да для того же, для чего и вообще нужны всякие модели. Для наглядности! Для удобства! Потому что так гораздо легче представить себе и понять многие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся туманными, сложными и непонятными, а при более внимательном рассмотрении оказываются достаточно простыми, а то и вовсе очевидными. В литературе, например, часто используются аллегории, иносказания – тоже своего рода модели.

Итак, физическая аналогия – заряженные частицы.

[image]Одни частицы попадают в поле действия других, при определённых обстоятельствах перенимают их заряд и их свойства. У разных частиц поля имеют разную силу, разный диапазон. При попадании активной частицы в некоторую среду (совокупность других частиц) происходит возбуждение этой среды. Активность исходной частицы может угаснуть, а может увеличиться за счёт активизации других частиц. «Из искры возгорится пламя!» – вот что произойдёт, если частица «влетит» удачно.

С помощью этой модели можно проиллюстрировать массу процессов, происходящих в мире Мыслей.

Бывает, например, что Мыслей в голове целая каша, и они ворочаются еле-еле…

Вдруг – бац! – влетает свежая Мысль, совершенно неожиданная, и тут же Сознание проясняется, скопление застоявшихся Мыслей активизируется, и они начинают течь свободно и легко.

Такая Мысль-детонатор может вызвать настоящий взрыв. Это называется Озарение.

[image]Подобную картину можно наблюдать и в человеческом обществе. Когда в коллектив приходит новый человек, очень часто именно его появление становится толчком к тому, чтобы дела в коллективе наладились, пошли в гору, а у людей появились блеск в глазах, румянец на щеках, уверенность, энтузиазм и желание действовать.

И так же, как в физике, здесь справедлив Закон Сохранения. Раз в системе идёт выделение энергии, то необходим её постоянный приток извне. И одному человеку, и целой группе всё время нужны новые впечатления, ощущения, новые Мысли и Идеи. На этом топливе живут и работают все те, про кого обычно говорят, что они с пулей в голове и с шилом в одном месте. Иногда кажется, что у таких людей внутри настоящий Perpetuum Mobile, Вечный Двигатель, а на самом деле они просто умеют правильно использовать Закон Сохранения Энергии.

Во всякое дело имеет смысл вкладываться лишь поначалу, а потом оно должно заработать самостоятельно. Как говорил Франклин Рузвельт, «наша задача – запустить процесс, а дальше всё пойдёт автоматически».

Мысль – это и есть источник той самой энергии, которая приводит нашу Цивилизацию в движение: строит города, меняет образ жизни людей, расширяет границы человеческих возможностей.

 

Занятно было бы исследовать области сосредоточения частиц со схожими свойствами: группы единомышленников, группы по интересам, клубы, сообщества, партии, секты, тусовки – выявить законы возникновения и эволюции этих групп. Наблюдая за ними, мы можем получить ответы на ряд вопросов, определяющих Фактор Успешности коллектива.

[image]Особый интерес представляют скопления активных частиц – Центры Притяжения, которые собирают вокруг себя потрясающих людей и потрясающие Мысли. Как правило, Центры формируются сильными личностями с «бомбовскими» Идеями.

Я хочу привести в качестве примера свой родной театр «Самокат», безусловным Идейным стержнем и вождём которого является наш режиссёр – Людмила Николаевна Штейнберг.

До прихода в «Самокат» мне было «скучно и грустно», я страдал из-за нехватки общения, мало с кем мог поговорить, испытывал тоску по родственным душам. Я мечтал найти для себя какое-то место, какую-то компанию, где я смог бы себя проявить. И когда я попал в театр, то сразу понял: «Это я удачно зашёл!..»

Отсюда вывод: места надо знать. Деньги есть – нужно только знать, где они лежат. И люди интересные есть (даже очень много!) – просто нужно знать, где их искать.

 

Помимо всевозможных информационных скоплений, важно также проанализировать образ мышления отдельного человека. Интереснее всего, конечно, изучать выдающихся людей, великих деятелей, стараться понять, какие внутренние процессы помогли им стать такими. Подобные изыскания лежат в основе нейро-лингвистического программирования (НЛП).

 

Развитие Мысли идёт особенно бурно там, где происходит слияние различных областей человеческих знаний. Потому что при перемешивании определённых веществ возникает «гремучая смесь», происходит мощный выплеск энергии (биологию с физикой мы с вами уже обсудили, теперь химия пошла).

Всегда, когда разнородные среды начинают взаимодействовать, появляется что-то уникальное. Когда встречаются Инь и Ян, рождается жизнь. Логика + Интуиция = Озарение. А переплетение культур и гармоничное сочетание Востока с Западом очень часто сопровождается экономическим бумом.

Как говорят учёные, «чтобы совершить открытие, нужно выйти на стык наук». И чтобы создать нечто принципиально новое, поразить мир невиданными доселе шедеврами, нужно построить мост между Наукой, Техникой и Искусством. Например, живопись соединяем с компьютерными технологиями и получаем компьютерную графику. Добавляем ещё музыку – и вот у нас уже целая индустрия мультимедиа.

Похожие процессы характерны для нашего Сознания. Например, есть люди, которые куда только не суют свой нос! И в том они стараются преуспеть, и в этом себя проявить. Информация из разных источников постепенно перемешивается у них в мозгу и в какой-то момент взрывается целым фейерверком гениальных Мыслей!

 

Проведём ещё одну, уже третью, аналогию – сравнение человеческого мозга с пищеварительным трактом. Мысли, Эмоции и Впечатления – это та пища, которую мы поглощаем каждый день. И наш Разум её переваривает.

Бывают вкусные Мысли, которые так приятно думать! Ты их смакуешь и так и этак… Иногда попадаются труднопроходимые, которые надо тщательно пережёвывать.

Я, например, когда о чём-нибудь начинаю разглагольствовать, обычно стараюсь превращать свои Мысли в настолько «легко усвояемый» продукт, чтобы другим и жевать-то уже не надо было. Хотя это не всегда правильно – если только такую пищу есть, жевательные мышцы атрофируются.

Если слишком много съесть, да к тому же какую-нибудь гадость, или есть, не переставая, или, наоборот, голодать, – то организм, в конце концов, может и взбунтоваться. Скажем, посмотришь фильм ужасов или, ещё лучше, программу новостей – после этого всю ночь несварение. Зато трогательные лирические фильмы, книги, приятные мелодии – хорошее успокоительное (или слабительное) для Души и Разума.

Так что нужно хотя бы чуть-чуть соблюдать гигиену информационного питания и постепенно укреплять пищеварительную систему мозга.

 

Людям, которые занимают активную жизненную позицию, постоянно приходится сталкиваться с рядом непростых задач: увеличение скорости реализации Идеи, уменьшение трудоёмкости воплощения её в жизнь, увеличение скорости выражения Мысли.

Озвучиваем мы свою Мысль гораздо медленнее, чем её думаем, записываем ещё медленнее (хотя здесь, в отличие от спонтанной устной речи, есть возможность поработать над тем, как наиболее точно передать Мысль, как оформить максимально удобно для восприятия другим человеком).

Если использовать математический подход, то можно было бы задать и попытаться оптимизировать основные характеристики и численные показатели Мысли: эффективность, содержательность, быстрота, производительность, коэффициент понимаемости, степень влияния, уровень значимости, вектор воздействия, площадь распространения, и т.д., и т.п., и др.

Есть специальная техника, позволяющая постепенно сокращать временной промежуток от момента рождения Идеи в чьей-то светлой голове до момента её материализации. Это тренировка, которая называется Мысль-действие: только подумал, сразу сделал – без колебаний, не сдерживая себя.

 

Обычно самое сложное – это придать Мысли законченную форму. Иногда бывает так трудно доводить задуманное до победного финала! Когда, например, начинаешь писать рассказ, то, естественно, делаешь это в состоянии Вдохновения. Но потом оно вдруг куда-то исчезает. А дописывать рассказ без прежнего пыла – это, извините, убиться веником! Так что приходится снова Вдохновение себе искусственно вызывать.

К тому же, мало накупить кучу книг – нужно их ещё и по полочкам расставить. Долго и кропотливо сооружать смысловые связки, стыковки, спайки, склейки между различными информационными блоками, тщательно подбирать слова, выверять все логические переходы, прежде чем соединить два абзаца друг с другом… Короче говоря, рутина. Такая вот нелёгкая доля у информационного менеджера :)

 

Надо отметить, что это всё-таки жутко увлекательно – наблюдать за собой, изучать самого себя, совершать маленькие открытия.

Работая над медитативными сочинениями, я обнаружил, что Мысли идут не линейно, не цепочкой одна за другой, а как бы разрастаются – очередная Мысль порождает десятки других, открывает целую тему. Начинаю продумывать один рассказ – из него получается несколько. Поэтому я часто делаю для себя пометки, что вот эту вот Мысль нужно будет более подробно раскрыть в дальнейшем.

Поглощённый творческим процессом, я каждый раз изобретаю новые способы прояснить и упорядочить свои Мысли. Помогаю себе набросками, схемками, зарисовками. В конце концов, весь окружающий мир и происходящие в нём события предстают передо мной в виде символов, формул, точечек и стрелочек, почти как у Нео в «Матрице». Правда, иногда в голове возникают такие причудливые узоры из Мыслей – аж сам удивляешься. В этом случае я обычно прихожу к выводу, что пора, наверное, передохнуть.

 

С одной стороны, можно сказать, что своих Мыслей вообще ни у кого нет. Какими бы оригинальными они нам самим ни казались, всё равно нам их кто-то подарил (как говорится, все Идеи лежат на поверхности).

Тем не менее, наша работа заключается в пропускании Мысли через себя и её развитии. Кто-то или что-то даёт нам толчок, импульс, и мы улавливаем его, усиливаем. Мысли просеиваются сквозь нас, и мы отделяем от них шелуху, оставляем только самое ценное.

Основная заслуга Генератора Идей состоит в том, что именно он подхватывает в едином информационном поле Вселенной те Мысли, которые могут быть использованы здесь и сейчас. При этом нужно учитывать такие вещи, как актуальность Идеи, её востребованность и перспективность. Важно точно понять, куда движется наша Цивилизация, почувствовать тенденцию и оседлать волну.

Кто первый озвучил Мысль – тот и молодец. Тот, кто пересказал её по-своему, – тоже молодец. Возможно, именно его понимание и объяснение кому-то будут ближе. А ещё молодец тот, кто громче всех это сделал и был услышан широкой аудиторией. Популяризация Идеи, пробуждение в людях интереса к ней – важная и ответственная миссия.

Если Мысль никак не удаётся классифицировать, загнать в какие-то рамки, увязать с существующими системами знаний – ну и отлично! Значит, вы придумали что-то новое.

 

Наши Мысли передаются посредством слов, записей, рисунков, действий и т.д. Чем больше «наследишь», тем выше твои шансы быть услышанным. Может, не сейчас, может, через сто лет, может, через двести, – но главное, услышанным.

 

Возвращаясь к теме стоимости Идеи, хочу ещё раз сказать, что в мире человеческих проектов Идея – это самое ценное, ибо это тот стержень, на который нанизывается всё остальное. Главное – придумать Идею, а дальше, что называется, дело техники. Поэтому и существуют такие вещи, как интеллектуальная собственность, авторские права на Идею, творческая этика.

Всегда нужно помнить о тех, от кого мы что-то получили. Хотя невозможно отблагодарить каждого, кто сделал нам какой-либо Подарок, – подарил Мысль, Идею или Ощущение, – тогда просто пришлось бы говорить «спасибо» всему человечеству: всем живущим и уже умершим людям. Но всё равно, кто-то больше влияет на нас, а кто-то – меньше.

Поэтому я хочу сказать «спасибо» своему Наставнику – Данилу Алексееву. Им были озвучены очень многие основополагающие Мысли и Идеи, которые в дальнейшем стали развиваться уже в моём Сознании и нашли отражение в этой и некоторых других моих работах.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>