Единство Мести и Прощения

 

 

 

Месть – это блюдо,

которое нужно подавать холодным.

 

Древняя пословица,

по утверждению Квентина Тарантино

 

 

– Эй, хозяин! Готово – принимай работу!

– Хм, но вот тут пятна проглядывают, надо бы замазать…

– Да ла-адно, и так сойдёт!

– Да нет же – вот пятна – надо замазать!

– Чёрт, вот зануда…

 

Из разговора заказчика ремонта

с маляром-штукатуром

 

 

 

«Нужно уметь прощать!» Это проповедует и религиозная мораль (по крайней мере, в христианстве), и многие другие духовные школы. Сам я прочувствовал Состояние Прощения наиболее ярко после знакомства с Учением Норбекова и прохождения Медитаций Прощения на норбековских Курсах.

Понятно, для чего это нужно – «уметь прощать» – для собственного здоровья. Для поддержания внутренней гармонии, душевной чистоты и психоэмоционального равновесия.

 

Но состояние Прощения и внутреннего Спокойствия – не должно отменять поиска Справедливости и борьбы за Справедливость.

 

Что такое «справедливость»? Вообще это социально-духовная абстракция, понимаемая многими интуитивно… Как говорил главный герой фильма «Планета К-Пэкс» (после того как сказал, что на его планете нет ни государств, ни законов, а его спросили, как же тогда жители планеты отличают добро от зла): «Любое существо во вселенной способно отличить добро от зла». Но различие это каждый делает на свой лад – у каждого своя интуиция и своё субъективное ощущение «справедливости». Так что я попробую сформулировать это как математик, как логик.

«Справедливость» – это оптимальное состояние общества, это наиболее приемлемый компромисс в отношениях всех со всеми, это максимальная удовлетворённость потребностей и интересов каждого при минимальных уступках и жертвах по отношению к другим.

Но это оптимальное состояние очень неустойчиво – его нужно бережно охранять и поддерживать.

 

…Есть притча. Два странствующих дервиша, учитель и ученик, вышли на берег реки. К ним подошла женщина – по всему было видно, что распутница, падшая грешница. Она попросила перенести её через реку, на другой берег. Учитель перенёс. Они с учеником двинулись дальше. Ученик был задумчив и через некоторое время пробормотал: «Учитель, и как ты не побрезговал к ней прикасаться…» Учитель ответил: «А, ты про ту несчастную? Так я же только доставил её до берега – а ты вот, я вижу, до сих пор несёшь её на себе».

Общая идея притчи понятна. Похожую мораль мне недавно моя любезная коллега по творческому цеху выразила так: «Даже если человек тебе сделал плохо – нужно просто улыбнуться и пойти дальше. И будешь мудрей его».

Да, это, может быть, хорошо с точки зрения собственного душевного здоровья. Но это в корне неконструктивный подход с точки зрения общества, если посмотреть на вопрос глобально.

С точки зрения общества в целом это всё равно, что просто закрыть глаза на явные огрехи в работе маляра-штукатура! Для общества подобные проявления индивидуального великодушия-снисхождения частенько оказываются «медвежьей услугой». Как говорили в старые патриархальные времена: «Пожалеешь розги – погубишь ребёнка».

(Только не воспримите буквально – я категорически против телесных наказаний. Хотя и мысль педагога Макаренко: «Ребёнка ударить можно, унизить нельзя», – я тоже разделяю. Впрочем, это другая тема…)

 

Не нужно закрывать глаза на проблему. Не нужно замалчивать её и предавать забвению. Нужно вернуться к ней и тщательно её проработать.

«Простить – не значит забыть».

 

Вспомнилась фраза из одного фильма. Произнёс её судья: «Если всех судить по справедливости – то клеток на всех не хватит».

Да, есть и такая позиция. Но я считаю, что это всего лишь оправдание. Оправдание несовершенству системы восстановления справедливости. А её нужно совершенствовать всегда, и никогда не останавливаться в этом процессе…

И совершенствовать её, конечно же, не увеличением количества «клеток» – в этом судья из фильма прав. И верно он добавил тут же: «На каждое преступление должно найтись своё милосердие». (Точной формулировки я не помню, но смысл приблизительно такой.)

 

При Мести, единой с Прощением, причинение вреда-ущерба объекту мщения не является самоцелью. Вы не ставите себе цель убить его, уничтожить, заставить страдать… Задачи у вас другие:

  1. нейтрализовать те опасности, которые несёт в себе этот человек, не допустить повторения тех бед, которые произошли из-за него, защитить других людей от той боли, которую он причинил вам;

  2. вызвать у него, по возможности, чувство Раскаяния, вызвать у него Переосмысление, побудить его принести Извинения, компенсировать вашу обиду, загладить вину, исправить ошибки, искупить грехи.

 

«Судят обычно не тех, кто виновен, а тех, кого поймали».

Это, пожалуй, самая большая проблема на пути поддержания в обществе Культуры Справедливости, Привычки к Справедливости. Нюрнбергский процесс состоялся над фашистами только потому, что их тотально победили, разгромили в пух и прах. А миллионы других, более изворотливых преступников избежали осуждения – или хотя бы обсуждения. Миллионы других страданий остались не возмещены – боль осталась неутолённой.

По-хорошему, Нюрнбергским Процессом нужно было бы пройтись по всей истории человечества…

 

 

1 июня 2011 г.




Опубликовано 1 июня 2011


Рубрики: Культура и этика отношений, Медитативные сочинения, Философия Всевлюблённости


Другие сочинения в Рубриках:

Культура и этика отношений:
Отцовские мысли | Подарок | О критике и конструктивной оппозиции | Образ Иисуса-Иешуа | Явления Природы | Мастерская Поцелуя | Индикатор дискомфорта | Больница | Человек человеку - инопланетянин | Любовь с первого взгляда | Принцип непротивления | Зикры | Заповеди Клана | Протирание окна | Про ревность | Комплиментарный жанр | Я выбираю Нас | Самурай | Чистота восприятия | Общаясь без слов |

Философия Всевлюблённости:
Единство Мести и Прощения | Образ Иисуса-Иешуа | Явления Природы | Галерея Красоты | Роман с Жизнью | Чистота восприятия |


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*