Зикры
1. Договоримся о терминах
Изначально я познакомился с понятием «зикр» через личный практический опыт – это было в те времена, когда я тесно общался с учениками Мирзакарима Норбекова. Я видел, как они делают нечто и называют это нечто Зикром. Уже позднее я почитал кое-что о зикрах в книге Музаффара Хаджи «Уроки чтения сердцем. Суфийские секреты здоровья» и, научной строгости ради, отыскал статью о зикрах в Википедии.
«Зикр («поминание» по-арабски) – исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился, в основном, как медитативная практика суфизма. Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу и контролировать своё дыхание» – так гласит Википедия.
Однако я позволю себе несколько расширить данное понятие. Поскольку в классическом определении зикр понимается как способ приобщения к Богу, то я позволю себе сформулировать суть зикров так: Зикры – это всё то, что позволяет человеку выразить, реализовать своё внутреннее, заложенное, естественное, а значит Божественное.
Так же, например, и слово «танец» может быть употреблено иносказательно. «Потанцуем!» – эта фраза бывает уместна не только собственно перед танцем, но и перед любовной страстью, и перед дракой, и перед какой-нибудь подвижной игрой, состязанием. Есть и ещё более метафоричные значения – Танец Мысли, Полёт Фантазии 🙂
Так же и слово «песня» может быть использовано в широком, аллегорическом смысле. «Эту песню не задушишь не убьёшь» – так иногда говорят не буквально про песню, а про некие Поступки, совершаемые настойчивыми, целеустремлёнными, последовательными, несгибаемыми людьми, и про присущие этим людям Убеждения.
Основная идея зикра (в моей трактовке) – полностью отпустить своё тело, свой разум, свои эмоции, свою речь… «Убрать тормоза» – разрешить Телу то, что оно просит. Делать всё, что Душе хочется, дать себе полную свободу, разрешить себе всё-всё-всё, не думая о том, правильно это или нет и что об этом подумают другие…
Зикр может выполняться интимно, когда человек находится наедине с собой, – а может и коллективно, в группе. В таком случае зикр очень сплачивает, действует воодушевляющее, вызывает ощущение братства, единства. Всевозможные ритуальные пляски перед охотой или перед боем у разных народов мира, хороводы вокруг костра, чеченские бегания по кругу с криками и прихлопываниями в ладоши – это и есть традиционные зикры.
Для зикров характерна ритмичность, цикличность, возможно, идущее по нарастающей внутреннее эмоциональное возбуждение, мощный прилив сил, приток энергии в организм, выброс всяческих гормонов в кровь, общий подъём активности, пробуждение творческого вдохновения, жажды деятельности – и прочее в этом роде 🙂
2. Впадаем в детство
Давайте вызовем в сознании образ и настроение Ребёнка. Он ещё ничего не умеет – ему ещё ничего не объяснили, ничему не научили. И общество ему ещё ничего не навязало. Ребёнок сам изучает мир, сам к нему приспосабливается… и сам понемногу что-то изобретает – придумывает какие-то свои способы передвижения, общения, самовыражения.
Но ему показывают, как надо, как правильно: ходить вот так, на двух ногах, а говорить вот так… Вот это называется так, а вот то – этак… Причём на разных языках одно и то же будет звучать по-разному, то есть общество в любом случае навязывает своё субъективное видение – редко когда ребёнку предоставляется выбор: называть ли вот этот предмет по-русски «стол», или по-английски «table», или ещё как-нибудь, или вообще придумать своё собственное название и им пользоваться.
Да, это всё оправдано и целесообразно, это адекватно – ребёнка учат жить именно так, как ему в данном обществе будет жить наиболее удобно. Ребёнку помогают приспособиться.
Но при этом важная задача – дать ему возможность, оставить за ним право выделиться из общества: проявить свою уникальность, реализовать свою природную гениальность, свою единственность-неповторимость…
А ведь дети постоянно делают зикры (хотя и не знают о том, что это называется зикрами :)). Они могут качаться на стуле, ритмично подпрыгивать на кровати, издавать ритмичные звуки – такое своеобразное пение-мычание: «а, а-а, а-а». Дети подсознательно, инстинктивно, интуитивно делают то, что полезно для организма – ведь такого рода ритмические упражнения (покачивания и прочее) благотворно влияют на нервную систему, успокаивают, очищают разум, упорядочивают мысли, нормализуют кровообращение…
Взрослые этого, как правило, не делают – взрослые сдерживают себя, потому что иначе это «выглядело бы как-то странно», потому что «чего ж это я буду ерундой какой-то заниматься»… Взрослые просто этого не понимают. Но если объяснить им на уровне логики, что это – зикры, а зикры – полезны, то теперь, после этих объяснений, их разум может снять свои возражения, потому что теперь понимает, что это такое 🙂
Большие молодцы те взрослые, которые сами – достаточно творческие натуры, чтобы иметь более-менее высокую степень внутренней свободы и позволить себе, например: идти и напевать мелодию, или пританцовывать, а также танцевать под музыку, когда остаются одни и на них никто не смотрит – причём не стремятся танцевать «правильно», а просто двигаются так, как их тело просит.
Зикр – это возвращение в состояние ребёнка, детской непосредственности, возвращение в состояние «чистого листа», когда никакая информация ещё пока не вложена и поэтому у человека есть выбор – по какому пути пойти, какие формы принять…
3. Медитация «Маугли»
Давайте вспомним сказку про Маугли.
Человеческих детёныш, который волею судьбы был заброшен в джунгли, вырос среди диких зверей и был воспитан стаей волков… Его учили не двуногой походке, а наоборот – учили ходить на четвереньках; его не учили разговаривать, а наоборот – учили рычать и лаять… И это было адекватно той окружающей среде и тому окружающему обществу, в которых он на текущий момент находился. Но при этом он был ограничен в том, чтобы проявить свою человечность – свою истинную природу. Поэтому его подлинное «Я» было сильно искажено – он не был человеком, не был среди людей и тосковал по всему человеческому, сам не понимая того, по чему именно он тоскует. И в то же время, он не был по-настоящему волком – и тяготился этим…
А теперь представим, что каждый из нас – по-своему Маугли.
Так получилось, что нас воспитывали именно люди и именно как человека… И мы благодарны им за то, что они воспитывали нас адекватно окружающему миру и обществу, адекватно данной конкретной эпохе, данной конкретной культуре, данным конкретным традициями и данному конкретному общественному устройству… Они научили нас приспосабливаться к данному конкретному месту пространства-времени и к данной конкретной форме человеческого бытия и человеческих взаимоотношений. Спасибо им за это. Но мы должны помнить, что у нас есть ещё наша Настоящая Родина, которую где-то в сокровенных глубинах Души помнит наше Подлинное «Я», наша Истинная Сущность. И наш долг перед самими собой – в процессе жизненного пути отыскать этот Родной Дом, осознать самого себя, понять свою настоящую природу…
Если подходить к зикру сознательно, то его можно начинать с фантазии-медитации на тему «Я – инопланетянин, я – Маугли с другой планеты, выросший среди людей». Зикр – это как раз процесс вспоминания себя, своей родной планеты. Своего родного языка (речевой зикр), своей родной мимики (мимический зикр, зикровые кривляния), своей родной жестикуляции и походки (двигательные зикры, игровые поведенческие зикры).
Однако здесь важно помнить! – из своей особенности и непохожести на других крайне опасно делать культ. Потому что так недолго докатиться до идеи собственной избранности и второсортности других людей. Философия Индивидуализма, которую я исповедую, может обретать весьма неприятные формы, если не идёт рука об руку с Этикой Взаимоуважения. (Этой темы я немножко касался в сочинении «Человек человеку – инопланетянин».)
4. Виды зикров
Речевой зикр.
Здесь можно оттолкнуться от игры, проводимой в три этапа:
1. Один за другим называем окружающие предметы своими именами: стол называем столом, чашку чашкой, тарелку тарелкой, дверь дверью, чайник чайником.
2. Один за другим называем предметы – но! – теперь названиями предыдущих 🙂 Начиная со второго – чашку называем столом, тарелку чашкой, дверь тарелкой, чайник дверью… Этот этап игры особенно полезен для тренировки памяти 😉
3. Называем вещи как угодно. Произносим те звукосочетания, которые сами рождаются изнутри, сами просятся с языка. Пусть даже это будет полная бессмыслица – лопотание на «птичьем» языке 🙂 Почувствовать свободу речи и голоса, снять с них логические ограничения и привычные шаблоны – в этом и есть смысл речевого зикра.
Мимический зикр.
Кривляемся, как Бог на душу положит 🙂 Не стесняемся дома перед зеркалом самим себе корчить всяческие рожицы, гримасы 🙂 Опять же – отпускаем себя, разрешаем себе побаловаться, пошалить, побезобразничать. Можно – и нужно! – сопровождать это звуками, если хочется. Главное – делать то, что хочется-просится 🙂
Звуковой (музыкальный) зикр.
Им часто балуются-забавляются дети, причём обычно делают это неосознанно. Но и взрослые тоже, бывает, им «грешат» – например, барабанят пальцами по столу, или отстукивают ручкой (или ладонями, или ботинком) какой-нибудь ритм, какую-то мелодию, при этом ещё могут слегка покачиваться телом. И делают они это всё, зачастую не задумываясь, как и дети, не замечая этих своих действий, – и «опомнятся», только если их кто-то специально окликнет-одёрнет и обратит на это их внимание.
Если делать музыкальный зикр осознанно, как упражнение, то делать его желательно на расслаблении, на чувстве спокойствия и «пофигизма», блаженной отрешённости. Вначале, возможно, немного искусственно выбрать какую-то произвольную мелодию, какой-то ритм – а потом постепенно войти в то состояние, когда эта мелодия будет отстукиваться-отбарабаниваться уже на автоматизме, без усилий.
Двигательный зикр.
В эту категорию попадают всякие покачивания и пританцовывания. Если тело просит размахивать руками или плавно ими двигать – то на здоровье, размахивайте и двигайте. Можно делать что-то, похожее по пластике и грации на гимнастику Ушу с переменой различных красочных поз. Можно творить и изобретать – свои собственные варианты движений, которые у каждого индивидуальны – хоть ползать на шее, хоть бегать на пальцах, если физические возможности это позволяют 🙂
Если оттачивать этот зикр в группе, то можно выполнить несколько совместных, слаженных зикров – по принципу «один как все и все как один».
Поведенческий зикр.
Объединяет все предыдущие, вышеперечисленные. В группе его можно проводить в форме такой игры: нужно ходить по комнате и как-то взаимодействовать друг с другом и при этом каждое действие обязательно делать не так, как положено, не так, как привычно. Каждое действие изобрести заново и выполнить по-своему: приветсвие, знакомство, узнавание, общение… Изобрести свой способ походки-передвижения (хоть ползком, хоть вприпрыжку), свою систему условных знаков, и т.д. и т.п. Очень весёлая обычно получается игра 🙂
…Надо заметить, что любой, даже самый простенький зикр в перспективе несёт в себе колоссальный потенциал как для Личности: пробуждение творческого начала, умение быть необычным, интересным, притягательным, – так и для Социума: развитие культуры, искусства, приумножение красоты и духовного богатства. Что мы и увидим в двух следующих главах 😉
5. Легенда об изобретателе танцев
Зикр и Танец – очень близкие понятия, во многом синонимичные. А посему, Легенду об изобретателе танцев можно было бы смело переименовать в Басню о первооткрывателе зикров 🙂
…Жил-был человек, которого считали сумасшедшим. Никто не понимал, что он делает – пытается совершать какие-то странные телодвижения. Причём движения не для ходьбы и не для какого-то дела – а просто так! Просто так – безумные покачивания и дёрганья всем телом. На вопросы, здоров ли он, человек отвечал ещё более загадочно: «Да, я чувствую себя превосходно! Просто моё тело просит этих движений. И если я не подарю их ему – я буду чувствовать себя хуже…»
Человек находился в Творческом Поиске. Он пробовал, экспериментировал, запоминал те движения, которые казались ему удачными, повторял и оттачивал их… И в конце концов он стал находить такие движения, которые начали забавлять других людей, которые были интересны им, которые им почему-то захотелось повторить, которые их вдруг стали увлекать… Так у него появились ученики и последователи. Так в мире появился Танец.
6. Персонаж Кукарача
А теперь, чтобы наглядно проиллюстрировать, что значит идти с Зикром по Жизни, я представлю вам одного незаурядного человека, который действительно наполнил всё своё существо Песнями-Плясками Души и Разума.
Имя – Лёня Ветров. Возраст – примерно 30 лет. Прозвище среди друзей и творческий псевдоним – Кукарача. Ещё друзья иногда называют его «человек-диснейлэнд».
Преуспевающий бизнесмен. Весь его бизнес, которым он начал заниматься ещё в 14 лет, связан с индустрией развлечений и творческим самовыражением. Его девиз: «Я живу так, как мне нравится, – а мне за это платят».
Большой шутник и весельчак. Любит игры и розыгрыши. Очень бурный темперамент – энергия из него так и плещет. По энергетике к нему достаточно близок Доктор Ливси из мульфильма «Остров Сокровищ» – но Кукарача помладше, в нём больше именно детского, мальчишеского, юношеского.
Актёр, танцор, мим, клоун, фокусник, трюкач, каскадёр. Талантливый дизайнер и сочинитель, ошарашивающий всех своим нестандартным подходом. Обожает бывать в компании с детьми и подростками. Автор оригинальных игровых методов обучения и воспитания.
Проводит для ребят занятия, тренинги, медитации, в ходе которых он в различных клоунских образах (чокнутого учёного, космонавта, аквалангиста-подводника, чёртика, врача, шерифа и др.) преподаёт уроки по психологии, конфликтологии, этике и культуре поведения, а также по естествознанию и различным искусствам. Практикует методы сказкотерапии. Нащупывает в учениках скрытые таланты и пробуждает в них творческое начало.
Создатель и руководитель любительского театра-студии «Самовар». Название «Самовар» символизирует простоту в общении, непринуждённость, открытость, широту души. А ещё – дружелюбие, компанейскость, радушие, гостеприимство, уют (чтоб в театре чувствовали себя как дома). Огромный блестящий самовар – талисман театра-студии. Есть традиция собираться всем вместе и пить из него чай. Кроме того, название «Самовар» подчёркивает независимость театра-студии. Как говорит Кукарача: «Мы тут сами варим. Что захотим – то и сварим».
Помимо театральных постановок Кукарача вместе с ребятами создаёт у себя в «Самоваре» комиксы, мультфильмы и небольшие фильмы, которые они выкладывают в Интернете.
Имеет международные награды: звание Рыцаря Гуманной Педагогики (как у академика Амонашвили) и Орден Улыбки (как у детской писательницы Туве Янсон, автора «Муми-троллей»).
Кукарача называет себя Взрослым Ребёнком. Его дом – это настоящий детский рай. Гостей он обычно встречает, вися на люстре, с криками «каррамба!», «полундра!». Дома у него всё обставлено в творческо-игровой манере, как на детском аттракционе – с мягкими пружинящими стенами, полом, потолком, так что там очень трудно ходить «нормально» – можно только прыгать, кувыркаться, ползать, лазать на специально предназначенных для этого канатах, лесенках, искусственных лианах. В доме нет ничего хрупкого и бьющегося – так что можно себя не сдерживать и беситься-отрываться по полной программе. Принимать пищу и вести беседу можно полусидя-полулёжа на полу на удобных подушках, в приятной расковывающей обстановке, среди воздушных шариков.
Кукарача любит цитировать стихотворение своего давнего друга – стих про Осознание Себя и Становление Самим Собой:
Живи так, как тебе нравится,
И делай то, что тебе хочется,
И не старайся никому понравиться,
И не страдай от одиночества.
А ещё он любит повторять: «Историю творят дети. Дети, которые повзрослели, но остались в душе детьми – со всеми своими детскими мечтами и стремлениями – которые теперь они могут воплотить по-взрослому».
2008 г. – 5 февраля 2011 г.
В подарок Анне Романюк, Ирине Букше
и всему моему «Искуснодумцу» 🙂
Заметка Катрин очень близкой тематики 🙂 – «Сокральные танцы»