Метод перенимания
Существует очень хороший способ развить в себе то или иное качество. Нужно просто «заразиться» этим качеством от кого-то. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Личностные особенности человека во многом формирует его окружение. Например, если долгое время находиться среди выдающихся ораторов, мастеров речи, то, в конце концов, и у самого станет язык подвешен, даже если раньше двух слов связать не мог. Вращаясь в кругу людей определённого склада, постепенно, не замечая того, начинаешь перенимать их знания, привычки, манеры.
Такими качествами, как удачливость, успешность, везучесть, уверенность, тоже можно «заразиться». Для этого нужно побольше общаться с преуспевающими людьми, чаще бывать рядом с ними, наблюдать за их поведением, их образом мышления. Очень полезно анализировать выдающихся, ярких исторических личностей, читать жизнеописания и мемуары великих, смотреть фильмы о них.
Чтобы гарантированно вырастить, воспитать в себе то, что хочется, нужно не оставить себе выбора. Допустим, человек вырос в обстановке, где всё происходит медленно, вяло, неторопливо. Потом он вдруг попадает в среду людей, у которых темп жизни просто бешеный, у которых каждая секунда на счету. Ему волей-неволей придётся перестраиваться, чтобы поспевать за ними, и со временем у него самого появятся динамика, решительность, напористость, энергичность. Здесь, конечно, важно чувство меры и грации, потому что у каждого своя критическая точка. Перейдя её, человек может не выдержать, надорваться.
Если вы хотите развить в ком-то другом какое-либо качество, то совсем не обязательно заводить душещипательные беседы о том, что «тебе нужно быть таким-то, работать вот над этим». Достаточно ненавязчиво создать своему подопытному-подопечному соответствующие условия, поместить в ту среду, где данное качество будет у него развиваться автоматически, свести с теми людьми, у которых он сможет перенять его естественным образом.
С самого рождения мы все, так или иначе, заимствуем различные черты у людей, которые для нас значимы, которые оказывают на нас наибольшее влияние, – у наших родителей, друзей, вдохновителей. Это бывает хорошо заметно на примере учеников и учителей, потому что обучение обычно строится по принципу «смотри на меня, делай, как я». Иногда ученики становятся полукопиями-полупародиями своих учителей – в том случае, если они копируют форму, не понимая сути.
В каждом из нас живут как бы несколько человек. Количество этих «я» можно самостоятельно увеличить. И научиться включать именно то «я», которое лучше всего подходит для данной ситуации. Что интересно, мы неосознанно перенимаем даже то, что нам чуждо и неприятно. Человек – это отражение своего врага. Так часто мы говорим себе: «Ведь это же не я! Эта мысль не моя! Я бы никогда так не подумал! Я бы не мог сказать того, что сказал, не сделал бы того, что сделал!..» Чтобы не попадаться в эту ловушку, нужно каждую секунду осознавать себя, всё время проверять: «Откуда это у меня? Кому я подражаю в данный момент?» И если ответ не устраивает, то вызвать в себе другое «я», перепрограммировать своё подсознание, свою систему привычек и выработанных рефлексов.
Природой в нас заложена способность перенимать свойства не только людей, но и всего, что нас окружает. Недаром в восточных единоборствах многие позы, приёмы и стили отождествляются с повадками разных животных. Задача – взять у каждого существа и у каждого предмета самое лучшее его качество, чтобы летать как птица, плавать как рыба, быть твёрдым и неприступным, как скала, гибким и текучим, как вода, и т.д.
Концентрируя внимание на каком-то образе, каком-то состоянии, будь то нечто реальное или нечто воображаемое, мы пробуждаем в себе соответствующую энергетику, а, как известно, что тренируется, то развивается.
Это перенимание происходит на физическом уровне. Скажем, когда смотришь спортивные состязания или видишь в кино погони, каскадёрские трюки и виртуозно поставленные восточные бои, во всём теле возникает мощный отклик, оно словно напружинивается, и ты чувствуешь прилив сил и какое-то особенное стремление – хочется самому вскочить и тоже ринуться в гущу событий.
Мелодия, картина, эпизод из фильма, фрагмент из книги – перенимаем то настроение, которым они наполнены. На своём примере могу сказать, что если надо вызвать у себя вдохновение, то очень помогает пересмотреть пару раз те моменты в фильмах, когда героев вдруг посещает озарение и это состояние передаётся и актёрской игрой, и музыкой, и различными спецэффектами.
Если читал книги и смотрел кино о путешественниках, то чувствуешь себя увереннее, когда сам отправляешься в дальнюю дорогу. Если что-то происходит с тобой впервые, но ты уже слышал об этом по рассказам других, то ты просто с удовлетворением отмечаешь: «Ага, значит, это оно и есть. Вот он какой, Северный Олень», – и быстро начинаешь ориентироваться в обстановке. Ситуация вроде как и новая, но в то же время знакомая. Это очень приятное и захватывающее чувство, когда представляешь себя словно героем приключенческого романа или волшебной сказки.
Кстати, о сказках. Вымышленные персонажи играют огромную роль для нашего медитативного развития. Эльфы, Джинны, Драконы и прочее сказочное население – это с детства наши кумиры, наши тренеры-вдохновители. Для внутренних ощущений человека действительность и вымысел практически равнозначны, поэтому героев мифов, легенд, притч и реальных исторических личностей можно смело ставить в один ряд.
Когда мы представляем себе храбрых полководцев и отважных воинов, то ясно чувствуем внутри себя их силу и доблесть. Читая о странствующих монахах и просветлённых старцах, мы получаем в подарок капельку их чистоты, святости, мудрости. Императоры, короли, падишахи, цари, султаны делятся с нами могуществом и величием. Учёные, мыслители, исследователи, первооткрыватели приобщают нас к таинству своей гениальности.
Волшебники, колдуны, маги, чародеи, шаманы, в свою очередь, взывают к нашим глубинным сверхвозможностям, к нашей природной способности творить чудеса. А современные супергерои дарят нам часть своей непобедимости, находчивости, ловкости и фантастического обаяния.
Если у человека есть какая-то цель, если он хочет достичь определённого состояния, он может самостоятельно создавать для себя подходящие образы, пусть даже преувеличенные, и ориентироваться на них. Он формирует Образ-Маяк, к которому стремится, который задаёт ему направление, и медитирует на этот образ.
Если вы занимаетесь руководящей работой и сталкиваетесь с необходимостью принимать ответственные решения, касающиеся других людей, то вам полезно будет создать себе образ величайшего правителя всех времён и народов – собирательный образ тех власть имущих, которые вам симпатичны, с которых вы хотите брать пример. Если вы пишете музыку, то вашим Маяком может стать образ гениального, выдающегося композитора, со всем, что ему присуще – не только в творчестве, но и в повседневной жизни.
Медитируя на образ, вы тем самым перенимаете соответствующую энергию и соответствующие свойства у тех, с кого вы его «срисовали».